Статьи
Владимир Крамник: становление супергроссмейстера
Владимир Крамник. Фотография Марии Емельяновой / Chess.com

Владимир Крамник: становление супергроссмейстера

Gserper
| 58 | Другие

Мне везло встречаться в турнирах с шахматистами, которые позже становились супергроссмейстерами или даже чемпионами мира. Превращение талантливых юниоров в сильнейших шахматистов планеты обычно проходило постепенно.

Однако с Владимиром Крамником все было не так. В конце 1991 года мы оба участвовали в последнем чемпионате Советского Союза. Некогда могучая держава стремительно распадается, но было трудно вообразить, что ей оставалось жить всего пару месяцев. Еще сложнее представить, что всего через полгода мастер ФИДЕ Крамник станет одним из сильнейших в мире шахматистов!

Vladimir Kramnik
Владимир Крамник. Фотография Марии Емельяновой / Chess.com

Мне необходимо сделать некоторые пояснения. Звание Крамника не должно вводить вас в заблуждение. Он был всего лишь мастером ФИДЕ, но все профессиональные шахматисты знали о его огромном таланте. В определенной степени, он находился в том же положении, что и Виктор Корчной, покинувший Советский Союз и лишенный советской федерацией шахмат всех своих званий. Рассказывают, что МГ Сергей Макарычев читал лекцию о шахматах, и кто-то из слушателей задал ему вопрос  о Корчном:

"Какое у него шахматное звание, если он больше не является советским мастером или гроссмейстером?"

Макарычев сделал небольшую паузу и ответил: "Он - кандидат в мастера, но очень сильный!"

То же можно было сказать и о Крамнике: он был мастером ФИДЕ, но очень сильным! Кстати, в упоминавшемся чемпионате СССР Крамник сыграл такую партию в варианте, показанном мне 10 месяцами ранее:

Я гордился, что смог улучшить игру своего учителя, встречаясь с тем же противником.

Эта партия позволила мне заработать свой первый гроссмейстерский балл!

Как я уже упоминал, в то время я довольно часто встречался с Крамником на турнирах. Было абсолютно ясно, что однажды он войдет в элиту мировых шахмат, но пока он казался одним из нас. Говоря "нас", я имею в виду свое поколение молодых мастеров и гроссмейстеров.

Посмотрим, например, такую партию:

В дебюте я попал в очень опасное положение, но после почти 30-минутных раздумий нашел интересную жертву пешки. Все кончилось тем, что Крамник предложил мне ничью в неясной позиции. Как вы видите, в то время мы еще могли тягаться с молодым мастером ФИДЕ.

Положение полностью изменилось всего за один турнир. Разумеется, это Олимпиада 1992 года в Маниле. Все знают историю о том, как, несмотря на сильнейшее сопротивление, Гарри Каспаров сумел включить мастера ФИДЕ, которому еще не исполнилось 17 лет, в звездную команду России. Крамник набрал 8.5 из 9, сыграв несколько красивейших партий. Мне особенно понравилась следующая партия, за которой я наблюдал своими глазами, поскольку она игралась всего в 10 шагах от моей доски.

Кто бы мог подумать, что гроссмейстер Джон Нанн, ведущий эксперт по староиндийской защите, может потерпеть такое разгромное поражение. 

Эта шахматная Олимпиада очень памятна для меня. Наша команда Узбекистана стала одной из самых больших сенсаций Олимпиады, финишировав второй после мощной России. Я получил свой последний гроссмейстерский балл, и мне тут же было присвоено звание.

Мои воспоминания об Олимпиаде напоминают яркие картинки в калейдоскопе: прекрасное размещение в пятизвёздочном отеле и шведский стол три раза в день; дикая бермудская вечеринка с гроссмейстерской потасовкой и фотография международного мастера среди женщин в явно и намеренно фривольном наряде, появившаяся в турнирном бюллетене.

Но я не помню Крамника вне шахматной доски. Всю Олимпиаду он вел себя очень тихо, и даже его день рождения, совпавший с последним туром соревнования, прошел относительно незаметно. Предполагаю, что он сохранял энергию для шахмат. Если так, то его план сработал прекрасно, поскольку он показал лучший перформанс среди всех участников Олимпиады: 2958.

Он также получил приз за красоту за следующую партию:

Вот так разгром! Кстати, я только что вспомнил, что так никогда и не спрашивал, как он довез до дома большую тяжелую мраморную доску, которую вручали в качестве приза за красоту.

Эта Олимпиада вознесла Крамника на вершину шахмат. В моей памяти остались два разных Крамника: один до Олимпиады и совсем другой - после нее. Не поймите меня неправильно: и после своего успеха он остался тем же скромным и очень приятным человеком. За доской с ним все еще можно было бороться. Например, на следующем большом открытом турнире, где мы играли вместе — мемориале Алехина 1992 года в Москве — я в большой компании разделил второе место, единоличным победителем турнира стал МГ Сергей Тивяков, а Крамник разделил девятое место.

Тем не менее, я ясно видел, что Крамник превратился в шахматиста более высокого класса.

Больше от пользователя GM Gserper
Блестящие зевки Хосе Мартинеса

Блестящие зевки Хосе Мартинеса

Как стать победителем?

Как стать победителем?